Народно прикладное искусство Гагаузии

КОВРОТКАЧЕСТВО

История гагаузского ковроткачества имеет весьма глубокие корни. Известно, что это занятие было хорошо развито у кочевых тюркских племен, и, по мнению некоторых ученых, именно они занесли в Европу это древнее народное ремесло. Сходство изобразительных мотивов привело ученых к мысли, что ковровые узоры, использовавшиеся украинцами, гагаузами, молдаванами, румынами, возникли непосредственно под влиянием восточных мастеров ковроткачества. Однако некоторые исследователи народных промыслов полагают, что элементы заимствованных узоров, попав на почву сложившегося национального искусства гагаузов, подверглись значительной творческой переработке, приобретя новое осмысление, а с ним и новую форму.

Ковры у гагаузов не были предметом купли-продажи. Распространение ковроделия обусловливалось древней традицией, обязывавшей каждую невесту иметь в приданом ковры собственного производства. Это должно было свидетельствовать о трудолюбии, терпении и усидчивости девушки. Вот почему каждую девочку с ранней юности непременно обучали ткацкому ремеслу. Основным сырьем для производства ковров служила овечья шерсть. До появления анилиновых красителей для окрашивания пряжи использовались смеси природного происхождения. Красящий раствор получали путем вываривания высушенных и измельченных лепестков цветов, коры или корней растений.

Гагаузский станок ковроткачества

Ворсовые ковры

В Историко-этнографическом музее Чадыр-Лунги хранятся два ковра, изготовленные по ворсовой технологии. Оба они относятся к концу XIX — началу XX века. Цветочные узоры характерны для периода упадка ковроткачества в Бессарабии. Такой орнамент еще назывался «мыльным узором»: в те времена на упаковках румынского мыла печатали схемы для вышивания, которыми пользовались рукодельницы. За неимением других вариантов гагаузские мастерицы самостоятельно переводили такой «мыльный узор» на кальку и ткали по нему свои ковры. Гагаузские ворсовые ковры толще древних азиатских. Общее у них — способ вывязывания. Где, когда, у кого научились гагаузские мастерицы ткать такие ковры? До сих пор нет однозначного ответа. Не приходится даже предполагать, что в те стародавние времена существовала какая-то специальная литература по ковроткачеству. Да и читать-то, скажем прямо, тогда умели далеко не все. Значит, информация передавалась из уст в уста, из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. И этого достаточно, чтобы предполагать о существовании древних традиций, которые со временем, увы, были безвозвратно утеряны.

Тайный код

Наши предки с помощью условных знаков – орнамента – изображали и отражали свой внутренний художественный мир, передавали чарующую красоту природы, развивая самобытное искусство народного ковроделия. Основные мотивы, использовавшиеся в ремесле, исследователи сводят к следующим группам: растительные, геометрические, мотивы животного мира, изображение человека. Растительные мотивы отражают богатство флоры и подразделяются на несколько видов. Так, древовидные мотивы связывают с изображением Древа Жизни или Древа Познания, считая этот символ заимствованным из религиозного искусства Востока. В действительности же, как полагают исследователи, изображение дерева восходит к очень древним формам народных мифологических представлений о так называемом Мировом Древе. Оно представлялось нашими предками как воплощение могущества природы, а культ поклонения ему был широко распространен у народов Балкан.

Геометрические мотивы. Простейшие их виды встречаются на гончарных изделиях, найденных во время раскопок в курганах юга Молдовы. Элементами этих мотивов являются точки, пунктиры, прямые, зигзаго- и волнообразные линии, узлы, кресты. «Треугольники» напоминают мозаику, сложенную из небольших треугольных плиток. Такой мотив широко применялся гагаузами при изготовлении лоскутных ковриков или покрывал. «Звезды» — еще один традиционный узор — в народе толковали как изображение цветка. Встречались также «ромбовидные» и «крестовидные» мотивы. В последних изображался укороченный греческий крест с завитками на вершинах. Среднее поле креста заполнялось ромбом, а сам он обычно помещался в восьмиугольный «медальон» с треугольными вырезами по двум его осям.

Мотивы животного мира включали изображение птиц — лебедей, голубей, петухов, аистов и животных — овец, коз. И почему-то львов. Если предыдущие представители фауны были типичными для здешних мест, то изображения львов, по-видимому, были навеяны мечтами о далеких странах. Кстати, на коврах львы практически не встречаются, зато на вышивках – сколько угодно.

«Ковровые» суеверия

 С ковроткачеством издавна были связаны всевозможные верования, табу, народные приметы и суеверия. Например, считалось, что горячая, распаренная шерсть, а также вода, в которой ее промывали, способны излечить радикулит, ревматизм и отложение солей. А наиболее удачными днями для начала выделывания ковра считались понедельник и четверг. Чтобы не вызвать гнев духа — покровителя женских работ, святой Пятницы, запрещалось ткать, прясть или работать с шерстью в ночь с четверга на пятницу. Также на эти работы налагался запрет во время Волчьих праздников (традиционные у гагаузов зимние праздники). Считалось, что волки обязательно нападут на человека, который будет носить одежду, изготовленную в эти «запретные» дни.

В далеком прошлом, когда роды на дому были явлением обыденным, новорожденную девочку проносили под сводами ткацкого станка либо возлагали пуповину на станок, чтобы она в будущем была трудолюбивой, усидчивой и не ленилась.

Существовало также поверье, что в то время, когда мастера, изготавливавшие ткацкий станок на заказ, распиливали основу для его закладки, женщина, которая впоследствии будет работать за этим станком, должна быть непременно в платке. Иначе она либо потеряет волосы, либо овдовеет.

женщины из села Гайдар ткут ковер

Ежегодно в день храмового праздника, в Гайдарах проводится фестиваль-ярмарка ковров «Буджак-Корафлары». Гайдары издавна славились оригинальностью техники ковроткачества и орнаментов,когда-то здесь умел ткать гагаузские ковры каждый член семьи, включая и мужчин, почти в каждом доме стоял станок самодельного производства. На вырученные средства гайдарцы играли свадьбы и строили дома.

Автор: Ната Чеботарь: О гагаузах, о жизни и не только

Народно прикладное искусство Гагаузии: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.